Дидактические игры в ДОУ. Правила игры
Так как игры являются важнейшей составляющей жизни ребенка, нормы ФГОС предполагают их активное и частое использование в процессах обучения. Дидактические игры - довольно сложный процесс, который требует от педагога знаний и навыков. Только в таком случае воспитатель сможет заинтересовать ребенка, дать ему необходимые знание и положительные эмоции.
История использования дидактических игр довольно интересна. До 50-ых годов прошлого века играм не придавали особого значения. В дальнейшем они долгое время использовались как элемент отдыха и только в 80-ых годах стали основным способом обучения ребенка.
Сегодня возможности и роль дидактических игр определены очень точно:
- Развивают умственные способности ребенка;
- Способствуют улучшению речевых навыков;
- Укрепляют социально-нравственные качества.
Любая дидактическая игра включает в себя следующие компоненты:
- Основная дидактическая задача. Зависит от возраста и уровня развития воспитанников и должна быть направлена на развитие конкретных навыков и личностных качеств ребенка.
- Правила. Не менее важное значение имеют правила. Без организации деятельности и установки четких рамок эффективная учеба невозможна. А вот наличие знаний об ограничениях, задачах и результате делают игру захватывающей и интересной.
- Действия. Дети и воспитатель решают кто и чем будет заниматься, куда спрячется, кто будет водящим. Именно из действий, опирающихся на правила, состоит весь игровой процесс.
Дополнительными факторами являются сюжет, который задает последовательность действий и результат, наполняющий игру смыслом.
Виды дидактических игр:
- Математические. Формируют представление об окружающей действительности со стороны математики.
- Сенсорные. Развивают навыки определения цветов, форм и размеров различных предметов.
- Музыкальные. Позволяют раскрыть творческие задатки, развивая слух, чувство ритма и тембра.
- Общеобразовательные. Направлены на познание окружающего мира во всем его разнообразии: природа, космос, профессии и много другое.
При этом в каждой игре используется свой дидактический материал, в соответствии с которым игры подразделяются на группы:
- Игры с использованием предметов;
- Словесные игры;
- Настольные игры;
- Подвижные игры.
Руководство для педагога
Чтобы дидактические игры приносили результат, педагог должен учесть множество факторов: наличие положительного эмоционального настроя, возрастные особенности, необходимость систематичности и регулярности.
В целом игровой процесс подразумевает следующие действия воспитателя:
- Ознакомление с материалом и краткая беседа с ребятами;
- Подробное и доступное объяснение правил;
- Демонстрация действий;
- Назначение ролей и переход к процессу;
- Подведение итогов.
В заключении следует озвучить список того, что рекомендуется делать каждому педагогу:
- Регулярно анализировать способности разных возрастных групп;
- Отслеживать прогресс ребят и их реакцию на те или иные игры;
- Сделать процесс более разнообразным и постепенно усложнять задачи;
- Помнить, что основная цель - это развитие ребенка, но также не забывать про эмоциональную составляющую;
- Оценивать пользу полученных знаний и отслеживать уровень их необходимости в реальной жизни, школе, при взаимодействии с обществом;
- Не отсиживаться в сторонке и самому максимально погружаться в процесс.
Таким образом, дидактические игры - это незаменимой подход обучения ребенка. Игры охватывают все жизненные сферы, в которых только предстоит развиваться детям. Также они эффективны, доступны и просто являются приятным времяпровождением.