Оснащение предметно-развивающей среды по ФГОС в средней группе детского сада
Нормы образовательного процесса в ДОУ определяет ФГОС. Это касается не только учебных программ, направленных на развитие детей, но и оснащения предметной среды, включающей различные материальные объекты. Дошкольное образовательное учреждение, укомплектованное современным оборудованием, способно обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его природных задатков и личных интересов.
Общие требования к предметно-развивающей среде по ФГОС в ДОУ
Развивающая среда - пространство, включающее оборудование, приспособления, материалы, инвентарь, благодаря которым удается реализовать образовательный потенциал дошкольного учреждения в целом и отдельной возрастной группы, в частности. Все эти материальные объекты способны оказать положительное влияние на физическое и умственное развитие детей, а также стимулировать творческий потенциал. При этом комплектация учреждения производится с учетом возможности совместной деятельности определенного количества воспитанников и педагогов.
Основные задачи предметно-развивающей среды следующие:
-
Реализация существующих учебных программ, применяемых в дошкольных общеобразовательных учреждениях.
-
Обеспечение условий для инклюзивного образовательного процесса.
-
Учет различных факторов, влияющих на реализацию учебных программ, например, национальная принадлежность, культурные ценности и т. д.
Характеристики предметно-развивающей среды, определяемые ФГОС
Предметный мир для ребенка – это не только игра, но и сфера реализации различных видов деятельности. Чтобы выполнять свои основные задачи, предметно-развивающая среда должна отвечать ряду характеристик.
Доступность
Крайне важен свободный доступ воспитанников, включая ребят с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Все материалы рекомендуется размещать на открытых полках, учитывая возраст и физические возможности детей в группе.
Насыщенность
Окружающее пространство должно быть построено с учетом возрастных возможностей детей и соблюдения принципов образовательной программы. Для этого помещение группы оснащают различными средствами обучения и соответствующими материалами. Сюда входят игровые предметы, спортивный и оздоровительный инвентарь, расходное оборудование, методические материалы. Применение конкретных видов предметов зависит от специфики учебной программы.
В любом случае применяемое оборудование должно быть полезным для ребенка во всех сферах развития:
-
игра и познание;
-
исследовательская и экспериментаторская деятельность;
-
художественно-эстетическое;
-
физическая активность;
-
социально-коммуникативное;
-
самовыражение и самореализация.
Трансформируемость и многофункциональность
Серьезная характеристика предметно-развивающей среды – это трансформируемость предметов. Очень удобно, когда есть возможность видоизменять пространство в зависимости от количества детей, а также смены деятельности.
Многофункциональность предметов позволяет:
-
Разнообразно применять различные элементы и предметы в помещении - мебель, мягкие модули, складные перегородки, маты и т. д.
-
Активно использовать незакрепленные предметы, например, природные материалы, в экспериментировании и исследовании.
Безопасность
Конечно же, ФГОС выдвигает ряд серьезных требования к безопасности предметов для развивающей среды в детском саду. Оборудование должно быть изготовлено из экологически чистых гипоаллергенных материалов. Предметы должны быть рассчитаны на повышенную активность детей, отличаться надежностью и долговечностью. Все поверхности проходят тщательную проверку на отсутствие сколов, трещин, зазубрин, способных нанести ребенку механическую травму.
Вариативность
Помещение в группе желательно разделить на разные сегменты, каждый из которых предназначен для определенного вида деятельности. У воспитанников всегда должны быть варианты для выбора: поиграть, почитать, заняться конструированием или просто уединиться и отдохнуть. То же касается и материалов оборудования. Прекрасно, когда в распоряжении детей есть предметы различной формы, цвета, структуры. Кроме того, полезно периодически менять игрушки и элементы интерьера. Новые предметы отлично стимулируют игровую и познавательную деятельность ребятишек.
Особенности оснащения предметно-развивающей среды в средней группе детского сада
При разработке программы развития воспитанников средней группе ДОУ делают основной упор не только на самостоятельную познавательную деятельность.
В этом возрасте важно приучить детей к совместным действиям, поскольку коллективная работа будет сопровождать их в течение всей взрослой жизни.
Кроме того, чтобы в будущем каждый воспитанник мог реализоваться в выбранном направлении, воспитывать детей творчески подходить к каждому занятию.
Практикуем сюжетно-ролевые игры
Игры, в основе которых интересный сюжет или событие, активно применяются в средних группах детских садов. Это позволяет развивать общение и взаимодействия со сверстниками. Ребята этого возраста предпочитают проигрывать увлекательные сценарии неоднократно. Не стоит менять сюжет или вносить в него дополнительные атрибуты до тех пор, пока дети увлеченно и эмоционально исполняют заданные роли. Как только энтузиазм детей снизится и пропадет речевая активность, следует переходить к новому захватывающему сценарию. Благо, что детей в этом возрасте интересуют незамысловатые сюжеты, основанные на личном опыте: семейные сцены, посещение магазинов, поездка на дачу, организация праздника и т. д. Специальные комплекты детской мебели с различной тематикой - лучшее средство для реализации сюжетно-ролевых игр.
Используем игрушки различных видов
Для мальчиков и девочек пятилетнего возраста игрушка еще имеет большую значимость, но воспринимается она уже немного иначе. Это скорее средство для реализации новых игровых затей. Обычно в игровые комплекты для средней группы входят разнополые куклы в виде сказочных персонажей и представителей различных профессий. Также воспитанников этого возраста интересуют мягкие игрушки. Что касается размера, то больших зверушек стоит оставить в младшей группе, а для средней подойдут небольшие игрушки с ладонь взрослого человека. Кроме того, стоит приобрести в группу наборы игрушечной мебели и миниатюрной посуды. Мальчикам будет интересен автопарк с различными видами техники. Также обязателен вспомогательный игровой материал, который можно с пользой применить в игре: коробки, трубочки, катушки, палочки и т. д.
Организуем сенсорный центр
Дети в этом возрасте проявляют повышенный интерес ко всему. Об этом свидетельствует масса вопросов, которые градом сыпятся на педагога. Мышление ребенка уже достигает определенного уровня, он уже умеет устанавливать причинно-следственные связи, соотносить объекты между собой. Все эти факторы усиливают познавательную активность ребят. Поэтому полезно в группе сформировать центр для развития сенсорного восприятия. Материалы и предметы стоит подобрать таким образом, чтобы знакомиться с ними можно было посредством разных органов чувств. Так для познания таких предметов как шумовые баночки, музыкальные инструменты, поющие игрушки, используется орган слуха. Проще говоря мы слышим их. Различные картинки и книги мы видим, а запахи из баночек, наполненных специальными ароматными веществами, улавливает наш орган обоняния.
Оснащаем группу дидактическими и исследовательскими материалами
Для ребят среднего дошкольного возраста предусмотрены различные эффективные материалы для познания, в числе которых игры. Благодаря им воспитанники учатся решать поставленные задачи: сравнивать элементы по характерным свойствам, объединять их в группы, из многочисленных частей создавать единое целое. Обучающий материал представлен матрешками, мозаиками, вкладышами, пазлами и т. д.
Эксперименты - это особая деятельность, способная увлечь каждого ребенка. Воспитатель наглядно показывает детям, какие чудеса можно наблюдать, используя обычные повседневные материалы и предметы: зеркало и свет, воду и песок. Для подобных игр выделяют специальный сектор. Чтобы поддерживать заинтересованность воспитанников на должном уровне, перечень используемых материалов периодически расширяется. Результаты от экспериментов можно фиксировать с помощью листа бумаги и ручки. Это дает возможность закрепить полученные знания и повысить значимость опыта.
Уделяем внимание речевой деятельности
Немаловажно также поддерживать интерес, проявленный детьми к языку и родной речи. Здесь в роли важных помощников выступают различные технические средства. Желательно укомплектовать группу проекторами, диктофонами, фильмоскопами и т. д. Значимая роль в развитии речевой функции детей среднего дошкольного возраста отводится книгам. Полезно предоставить воспитанником большой выбор художественной литературы, обучающих книг и брошюр, справочного и познавательного материала.
По всем вопросам, связанным с оснащением предметно-развивающей среды в средней группе детского сада, вы можете обратиться в компанию «EDUKID». У нас можно заказать любое оборудование для детского общеобразовательного учреждения по приемлемой цене с доставкой в любой населенный пункт России. Обращайтесь к нам за качественной продукцией от надежных производителей!