Оснащение предметно-развивающей среды по ФГОС в старшей группе детского сада
Сложно представить себе развитие ребенка без современного детского сада, где дошкольное детство стало особым ценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка ФГОС -поддержка разнообразия детства через создание благоприятной социальной ситуации взаимодействия взрослых и детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
На каких принципах строится предметно-развивающая среда в ДОУ
Оснащение предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - задача непростая. Чтобы обеспечить гармоничное развитие каждого воспитанника в отдельности, необходимо создать развивающую среду согласно требованиям и нормам ФГОС.
К принципам, на которых основано ее формирование, относят реализацию образовательного потенциала дошкольного учреждения. Кроме того, обязательно нужно следовать принципу доступности, который предполагает, что в свободном доступе для каждого воспитанника должны быть помещения и обучающие материалы.
Важно то, что среда должна способствовать самостоятельности и самореализации ребенка. В соответствии с этим следует придерживаться следующих правил при оснащении предметно-развивающей среды в ДОУ:
- Нужно гибко, вариативно и функционально использовать пространство.
- При создании предметно-развивающей среды за основу взять интересы и потребности воспитанников.
- Форму и дизайн оборудования подбирать с учетом возрастной категории и норм безопасности.
- Для декора помещения использовать такие элементы, которые в случае необходимости можно без труда заменить на новые.
Особенности организации предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада
При переходе из младшей группы в среднюю воспитанник не чувствует в себе изменений психологического характера. Другое дело, когда ребенка переводят в старшую группу. Тут он начинает ощущать себя взрослее детей из других групп.
В этот момент педагогам следует поддерживать такое эмоциональное состояние воспитанника, при котором он будет не только активным, но и самостоятельным, инициативным, ответственным.
Для этого воспитатели привлекают детей из старшей группы к совместным действиям по формированию развивающей среды. Педагоги интересуются мнением воспитанников запланированных изменений и активно включают в процесс реорганизации.
Делим пространство на мелкие сектора
Помещение в группе старшего возраста стоит разделить на небольшие сектора с вместимостью от трех до шести человек. С этой задачей хорошо справляются стеллажи, которые следует разместить торцом к стенам, надежно закрепив их. Важно, чтобы воспитанники с педагогом имели возможность периодически менять декор пространства, руководствуясь собственными идеями. В этом случае можно использовать различные варианты:
- небольшие перегородки;
- каркасы из дерева и металла, на которые можно натянуть ткань;
- специальное модульное оборудование;
- коробки из картона, декорированные пленкой.
Используем разнообразные наборы игрушек для сюжетно-ролевых игр
При построении игровой среды особое внимание уделяют сюжетно-ролевым играм. Многообразие сценариев не дает воспитанникам заскучать. В основу игры можно положить любой сюжет: бытовая ситуация, семейный праздник, трудовые будни, увлекательное путешествие. Также можно проигрывать истории по мотивам известных сказок и кинофильмов, где дети будут выступать в роли любимых героев. Атрибуты игр для этой возрастной категории отличаются детализированностью. Что касается размеров игрового оборудования, то ребятам старшей группы подходят небольшие игрушки, которые можно разместить на столе. Для длительных игр стоит воспользоваться крупными напольными наборами. Основная часть игрушек должна храниться в коробках с соответствующим обозначением конкретной игры. Так дети могут самостоятельно доставать нужные комплекты оборудования и начинать игру, которая может растянуться на несколько дней.
Обеспечиваем детей вспомогательными материалами
В процессе игры воспитанникам может не хватать каких-либо атрибутов. Но это не беда: их можно смастерить самостоятельно, лишь бы под рукой были вспомогательные материалы. Могут пригодиться отходы бумаги, остатки ткани, кожаные кусочки, картон. Все это можно хранить в специальной коробке прямо в группе. Юным мастерам также не обойтись без дополнительных приспособлений: под рукой важно иметь ножницы, ленту скотча, клей, пластилин и т. д. Чтобы помочь детям смастерить те или иные элементы, стоит оснастить предметную среду книгами, в которых поэтапно описан процесс изготовления разнообразных игрушек и атрибутов.
Создаем для воспитанников разнообразную игротеку настольных игр
Для игротеки в группе следует выделить отдельный сектор. Очень важно включить в нее разноплановые игры. Чтобы дети развивались всесторонне, нужно обеспечить их и дидактическими играми, и комплектами, направленными на развитие математических способностей, логического мышления. Обязательны рабочие тетради и перечень познавательных книг.
Установлено, что воспитанники старшей группы, освоившие игры по правилам, не сталкиваются с трудностями обучения в школе. Поэтому стоит почаще привлекать детей к таким играм как домино, лото, шашки, шахматы. Главное, чтобы игра была понятна, увлекательна, носила соревновательный характер.
Развиваем фонематический слух и связную речь
Благодаря хорошо развитому речевому слуху ребенок с легкостью освоит чтение и письмо. В детском саду для его формирования лучше всего использовать методики, основанные на игровых приемах. Педагоги придумывают для ребят различные задания, например, просят их в течение дня показывать предметы, названия которых начинаются с заданной буквы. Также в запасе у педагога всегда есть нехитрые задания, развивающие связную речь. Можно дать ребенку много картинок и попросить выбрать несколько разных, разложить их в заданной последовательности и придумать по ним рассказ.
Занимаемся творчеством
Изобразительное искусство - любимое занятие любого старшего дошкольника. Помимо традиционных материалов в виде альбомов, красок, карандашей следует предоставить воспитанникам специальные учебные пособия, позволяющие освоить определенные техники живописи. Благодаря пооперационным картам можно зафиксировать этапы создания любой поделки из цветной бумаги, глины, пластилина и т. д. Полезно иметь разнообразие схем и альбомов-самоделок, которые помогут детям в создании различных поделок. Будет здорово сделать специальный уголок, где будут продемонстрированы работы воспитанников. Рисунками и поделками можно украсить не только стены, но и воздушное пространство над потолком.
Экспериментируем и осваиваем новые технические средства
Эксперименты для детей постарше становятся сложнее, но они не менее интересны. С традиционными природными материалами и опытами на их основе дети познакомились в младших группах. Теперь их вниманию будут представлены различные технические средства и их возможности. Чтобы удовлетворить любопытство воспитанников в познании всего окружающего, стоит познакомить их с такими устройствами как микроскоп, телескоп. Если детский сад располагает обширной площадью, то для экспериментов стоит выделить отдельную комнату и разместить там технические устройства. Кроме того, полезно создать соответствующую атмосферу. Для этого следует поработать над дизайном, а на стенах разместить картинки известных исследователей и заметки о различных технических средствах.
Воспитываем будущих конструкторов
В наше время трудно представить развитие детей без конструктивной деятельности. Полезность этого занятия известна каждому, поэтому перечень необходимых игрушек в детском саду обязательно включает наборы конструкторов. Причем они отличаются не только по виду материала, из которого изготовлены, но и принципом сборки, тематической направленностью. В роли помощников в конструировании выступают подробные схемы по изготовлению тех или иных конструкций, которые, как правило, включены в комплекты. Также необходимо обеспечить воспитанников тетрадями, в которых при желании каждый может сделать зарисовку созданного объекта. Сектор конструирования можно украсить фотографиями известных архитектурных конструкций.
Обустраиваем учебную зону
У воспитанников старшей группы начинает проявляться интерес к школе. Чтобы его поддержать, нужно организовать в садике учебную зону с обстановкой, имитирующей среду учебного класса. Для этого целесообразно разместить в группе соответствующие атрибуты настоящего учебного процесса: расставить рядами столы и разместить на стене доску. Примеряя на себя роль ученика еще в садике, ребенку будет проще и быстрее адаптироваться к настоящей школе.
Не знаете с чего начать оснащение предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада? Ответы на все вопросы вы найдете в компании «EDUKID», которая уже несколько лет помогает ДОУ в комплектации всем необходимым оборудованием. У нас можно купить игрушки, мебель, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, дидактические материалы и прочие предметы для оснащения детских учреждений. Приглашаем к сотрудничеству и ждем ваших заявок!