Интерактивный скалодром – инновационные технологии для всестороннего развития детей
Отношение к здоровому образу жизни и стремление к физической активности прививается ребенку в раннем возрасте. Для формирования интереса к спортивным занятиям и укрепления здоровья были разработаны ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).
Лазание, как элемент физического воспитания, несомненно, отвечает требованиям ФГОС. Занятия скалолазанием не только развивают физические способности ребенка, тренируют ловкость и силу, развивают координацию движений, укрепляют здоровье и приобщают к здоровому образу жизни, но и содействуют воспитанию человека, способного к самостоятельной поисковой и творческой деятельности, способствуют формированию его навыков и привычек. Занятия призваны стимулировать желание заниматься двигательной деятельностью, поощряя активность каждого ребенка, развивая его стремление путем упражнений добиваться всё более значимых результатов.
Цель скалолазания заключается в умении преодолевать препятствия разной степени сложности.
Для детей лазание – один из способов познания. Их желание видеть окружающий их мир с высоты естественно. Интерактивный скалодром – хорошее, безопасное решение для знакомства детей с элементами скалолазания.
Конструкция интерактивного скалодрома:
-
скальная поверхность с креплениями, зацепами;
-
интерактивный короб: компьютер с программным обеспечением «Интерактивный скалодром», датчик движения, проектор;
-
гимнастический мат.
Интерактивный скалодром – комплекс, который объединяет в себе и физическую активность, и инновационные технологии, и образовательные задачи.
Использовать интерактивный скалодром в своей работе могут инструкторы физической культуры, психологи, логопеды, дефектологи, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги частных и коррекционно-развивающих центров.
Область применения интерактивного скалодрома весьма широка.
В детском саду помимо физкультурных занятий, его можно использовать во время ежедневной утренней гимнастики в группе, в комплекс которой включены общеразвивающие упражнения, упражнения для пальцев рук и предплечий и др.
Также скалодром применяют:
-
при организованной игровой деятельности дошкольников;
-
при проведении групповых занятий по окружающему миру;
-
при проведении общих оздоровительных мероприятий в ДОУ;
-
при проведении физкультурных праздников и спортивных соревнований.
Возрастные особенности лазания в ДОУ
Дети 3–4 лет
Проводятся упражнения в ползании на четвереньках, преимущественно с опорой на ладони и колени. На наклонную лесенку малыши влезают произвольным способом.
Дети 4–5 лет
В средней группе детей упражняют в лазание по гимнастической стенке и обучают правильному хвату рук за рейки.
Дети 5–6 лет
В старшей группе дети могут упражняться в лазание по гимнастической стенке с высотой до 2,5 м с изменением темпа; перелезать с одного пролёта на другой.
Дети 6–7 лет
Ребята могут практически свободно передвигаться по гимнастической стенке и выполнять задания разного уровня сложности.
В начальной школе интерактивный скалодром используют, как во время регулярных уроков физкультуры, так и на специализированных занятиях по основам скалолазания.
Сегодня во многих европейских странах скалолазание является обязательной частью учебного процесса.
Скалодром в начальной школе – это ещё и соревновательный тренажёр. Соревновательность возможна сразу в нескольких дисциплинах: скалолазание на скорость, сложность, выносливость, ловкость, умение решать сложные задачи, т.е. логическое мышление.
Интерактивный скалодром успешно применяется в коррекционной педагогике, поскольку учитывает индивидуальные особенности ребёнка. Оборудование можно использовать на занятиях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Скалодром подойдёт детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. С помощью специальных настроек можно сделать контрастное изображение для детей с ослабленным зрением.
Занятия скалолазанием безопасны: скалодром оснащён матами и страховкой. Прочность каждого компонента скалодрома была проверена изначально в ходе расчётов, а потом подтверждена на практике. Скалодром рассчитан для детей от 3-х лет. Высота и ширина подобраны таким образом, чтобы ребёнку было комфортно находиться в игровом пространстве, интересно лазать, но отсутствовала угроза для жизни и здоровья.
При создании скалодрома производители опирались на технический регламент: «Искусственные сооружения, применяемые в скалолазании. Точки страховки, требования к устойчивости и методы испытания».
Главное отличие интерактивного скалодрома от обычного в том, что занятия спортом на нём превращаются в игру. В зависимости от её выбора, стена скалодрома меняет свой дизайн. Прямиком из межгалактического путешествия можно попасть в джунгли, чтобы подружиться с обезьянами, а оттуда – к бабушке в деревню, где уже готов к сбору урожай.
Программное обеспечение интерактивного скалодрома включает в себя 14 игр:
-
«Спаси город»
-
«Покори космос»
-
«Собери урожай»
-
«Две башни»
-
«Ниндзя»
-
«Птички»
-
«В гостях у эльфов»
-
«Прятки в джунглях»
-
«Инженер»
-
«Сокровища»
-
«Еда»
-
«Путешественник»
-
«Шахтёр»
-
«Маршрут»
Перечисленные игры способствуют формированию представлений об объектах окружающего мира, о его свойствах и отношениях (форма, цвет, размер, количество, число). Игры развивают элементарные математические навыки, мышление, воображение, память, внимание. Кроме того, игры обогащают активный словарь детей, развивают связную, диалогическую речь.
Интерактивный скалодром соответствует ФГОС и учитывает специфику и нормативы дошкольного и младшего школьного возраста.