Оснащение кабинета педагога-психолога ДОО в соответствии с нормами ФГОС
Деятельность любой ДОО регламентируется нормами Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Данный документ содержит требования к структуре, реализации и освоению основ российской образовательной программы. Опираясь на них, детские образовательные организации должны обеспечить необходимые условия для полноценного развития малышей с учетом индивидуальных особенностей и талантов.
Роль педагога-психолога в ДОО
Образовательный стандарт включает в себя различные направления всестороннего развития детей и предполагает психологическую поддержку педагогом. Специалист этого направления решает следующие задачи:
- Способствует развитию интеллектуальных способностей и личностному росту детей на разных этапах развития личности.
- Помогает воспитанникам укрепить психическое здоровье, сформировать собственное "я" и научиться общаться со сверстниками.
- Дает ребенку возможность выбора игр и предметов, соответствующих его способностям и наклонностям.
- Предоставляет одинаковые условия для полноценного развития всем воспитанникам независимо от уровня их умственных и физических возможностей.
В обязанности педагога-психолога входит проведение коррекционно-развивающих занятий в рамках российской образовательной программы с учетом возможностей возрастных групп. При этом они должны проходить в непринужденной обстановке, быть доступны и вызывать интерес. Поэтому так важно в кабинете педагога-психолога организовать полноценную предметно-развивающую среду с применением надлежащего оборудования.
Оснащение кабинета психолога в ДОО
Эффективность работы психолога во многом зависит от условий помещения, в котором проводятся занятия с детьми. Это должен быть отдельный кабинет, расположенный в доступном для детей и родителей месте. Продуманное оформление и необходимое оснащение также играет важную роль.
Предметно-развивающая среда в помещении должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок не испытывал психологического дискомфорта и зажатости. Только при таких условиях воспитанники смогут с легкостью осваивать все познавательные процессы и развивать речь. Важны также доступность и безопасность среды.
В кабинете психолога должны присутствовать технические средства, наглядно-демонстрационные пособия и спортивный инвентарь для обеспечения физической, игровой и творческой активности детей. Желательно также создать условия для исследовательской деятельности с применением доступных материалов, например, песка с водой.
Особое внимание стоит уделить оформлению интерьерного пространства: по возможности сделать его ярким и привлекательным, украсить интересными игрушками и картинками. Размеры помещения должны позволять проводить групповые занятия с 5-7 детьми.
Правильно будет разделить кабинет на функциональные зоны, которые не имеют четких границ, плавно переходят друг в друга и позволяют решать следующие задачи:
- Первичный прием и консультативная работа.
- Проведение занятий коррекционно-развивающего характера.
- Расслабление и устранение эмоционального напряжения.
- Рабочее место педагога-психолога.
- Зона развития эмоциональной сферы.
Зона первичного приема и консультативной работы
Оснащение этой зоны предполагает перечень стандартных предметов, в который входит: рабочий стол с компьютером, диагностическое оборудование и стеллаж для него, методические пособия и печатный материал, игровые наборы, сборники упражнений, информационный стенд.
Что касается интерьерного оформления, то предпочтительнее будет покрыть пол паласом или ковром, стены покрасить в спокойные пастельные тона. Доверительной обстановке способствует комфортная мягкая мебель с удобными спинками и сиденьями.
Зона коррекционно-развивающих занятий
Необходимыми видами оснащения этой зоны являются:
- Красочные детские столики для занятий, которые могут иметь весьма необычную форму, регулируемые ножки.
- Удобные детские стулья с мягкими сиденьями, покрытыми тканью или кожзамом.
- Настольные и напольные мольберты, включающие двусторонние и зеркальные варианты, и магнитные доски.
- Развивающие многофункциональные наборы, способствующие формированию логики, восприятия, координации движений и т. д.
Современное интерактивное оборудование
Особенно востребовано в наше время применение в ДОО интерактивного оборудования. Сенсорные устройства увлекают детей для получения новых знаний, навыков и дают отличные результаты при проведении коррекционно-развивающих занятий. Такое оборудование, как интерактивная песочница, интерактивная панель, интерактивный пол позволяет педагогам стабилизировать эмоциональное состояние детей.
Зона психологического расслабления
Здесь дети и взрослые могут расслабиться, снять накопившуюся усталость и раздражение, восстановить свой эмоциональный фон. Соответствующую атмосферу поможет создать мягкое ковровое покрытие, ароматерапия и музыкальный центр для воспроизведения спокойной расслабляющей музыки.
Зона для развития эмоциональной сферы
В кабинете психолога обязательно должен быть уголок для детей, где они смогут открыто выражать свое настроение и оценивать эмоции окружающих. Дети без труда научатся контролировать свое эмоциональное состояние благодаря специальным средствам самопознания:
- уютный уголок настроения;
- настенное тактильное игровое панно;
- красочный мягкий игровой модуль.
Кроме того, в арсенале педагога-психолога для развития эмоциональной сферы должны быть различные игры и пособия:
- Игра "Мир эмоций".
- Набор карточек "Эмоции".
- Игра "Путешествие в мир эмоций".
- Конструктор "Эмоциональное развитие ребенка".
- Игровой набор с кубиком "Мир эмоций".
Излюбленным занятием всех детей с раннего возраста является игра с песком. Именно в песочнице малыши получают первый опыт социальных контактов, испытывают различные эмоции. Поэтому будет уместно в зоне для развития эмоциональной сферы иметь оборудование и приспособления для игр с песком и водой
Подобный уголок творчества благотворно скажется на эмоциональном состоянии ребят, будет способствовать хорошему настроению, устранению агрессии и психологического дискомфорта, налаживанию контактов с окружающими. Особенно рекомендуют игры с песком гиперактивным малышам. Такая игра делает их спокойней, уравновешенней и доброжелательней. Структура песка способствует развитию мелкой моторики, развивают ловкость, сноровку и координацию движений.
Оснащение кабинета педагога-психолога в ДОО в соответствии с нормами ФГОС — совсем несложная задача, если обратиться к профессионалам. Компания Эдукид всегда рада помочь в достижении лучших коррекционно-развивающих результатов. Обращайтесь!