Экологическое воспитание в детском саду — формирование экологической культуры у дошкольников
Улучшение экологии и охрана окружающей среды — одна из приоритетных задач государства. На «зеленой» повестке стоят сохранение естественных экосистем, защита животных и растений, эффективная переработка отходов с использованием ресурсосберегающих технологий и ликвидация несанкционированных свалок, уменьшение негативных воздействий на природу для уменьшения загрязнений водоемов, повышения качества воздуха и питьевой воды.
Для достижения поставленных целей важно формировать правильное сознание и развивать экологическое воспитание с ранних лет. Вопросы охраны природы, ответственного отношения к ней и экологической грамотности должны включаться во ФГОС и учебные программы.
Цели экологического воспитания в ДОУ
Сегодня экологическое воспитание детей дошкольного возраста стало важной частью образования. Оно формирует основы экологической культуры и прививает набор навыков.
Дети учатся:
- бережно относиться к окружающей среде, своей земле и природным ресурсам — воздуху, воде, почве, животным и растениям;
- понимать взаимосвязи в природе, характер взаимоотношений человека и окружающей среды, их влияние на её состояние и безопасность;
- нести ответственность за сохранение природы и предотвращать её загрязнение, выполняя простые повседневные действия — экономить воду и электричество, разделять мусор для сбора;
- быть эмоционально отзывчивыми — любить природу, понимать её явления и чувствовать красоту, сопереживать живому.
Раннее экологическое воспитание способствует развитию целостной, сознательной и гуманной личности с активной позицией, которая живет в гармонии с окружающим миром и нетерпимо относится к действиям, приносящим ему вред.
Методы и формы работы с детьми в ДОУ по экологическому воспитанию
При разработке и реализации программ по экологическому воспитанию детей в ДОУ нужно учитывать их возрастные особенности и требования ФГОС. Основные методики — игры и экспериментирования, наблюдения и познавательно-исследовательская деятельность, практическая работа.
Игровые методы
Игры используются при работе с детьми разного возраста. В младшей группе это могут быть бизиборды, муляжи и модели животных. Для экспериментирования предлагают игры с водой и песком, которые знакомят со свойствами веществ и материалов. В старших группах практикуют настольные, обучающие, ролевые и дидактические игры в помещении и на прогулке, развивающие внимание, память и закрепляющие знания о растениях, птицах, насекомых, животных.
Наблюдения
Наблюдения подразумевают общение с природой, изучение объектов окружающей среды, непосредственный контакт с растительным и животным миром. Экологические исследования можно проводить в живом уголке и на ежедневных прогулках.
Это могут быть:
- уход за комнатными растениями в живом уголке;
- наблюдение за поведением животных и насекомых;
- подкормка птиц зимой;
- посадка и наблюдение за ростом растений;
- рассмотрение образцов почвы;
- изучение природных явлений и особенностей времен года;
- экскурсии в парк в разное время года.
Наблюдения — ключевой метод экологического воспитания в детском саду. Они позволяют узнать о взаимосвязях в природе, формировать отношение к ней, понимать и ценить её красоту и богатство.
Практическая работа
Практическая деятельность реализуется через опыты, моделирование и конструирование, творческие задания.
К ним относятся:
- изготовление поделок из природных материалов;
- рисунки и аппликации на тему природы;
- составление гербариев;
- опыты с водой, воздухом, песком;
- высаживание семян, луковиц, черенков растений.
Работу с детьми организовывают в разных формах. Групповые занятия предполагают дидактические и настольные игры, наблюдения, проведение опытов, квесты и командные проекты. К коллективным формам относят праздники — День Земли, День Воды, День домашних животных, Прощание с осенью, Праздник урожая, участие в уборке и озеленении территории, проведение недели экологии.
Индивидуальная деятельность подразумевает сбор природного материала и изготовление поделок, личные наблюдения за живой природой, участие в конкурсах рисунков.
Совместное экологическое просвещение родителей и детей
Воспитание будет эффективнее, если формировать чувство ответственности и бережного отношения к природе не только в ДОУ, но и в семье.
Дети могут вместе с родителями принимать участие в акциях и субботниках — сажать деревья, убирать мусор, делать и развешивать кормушки. Сортировка бытовых отходов, экономия воды и света дома подают пример экологического образа жизни. Совместная деятельность, активное внимание к праздникам и развлечениям стимулируют развитие детей, закрепляют знания и навыки.
Организация экологической развивающей среды в современном детском саду
Для изучения живой и неживой природы, игр, наблюдений и проектной работы необходимо создать экологическую развивающую среду. Она должна быть многофункциональной, содержательно-насыщенной, доступной и может включать:
- уголки природы с аквариумами, животными и птицами, стендами и плакатами;
- комнатные растения в живом уголке или зимний сад;
- лаборатории для занятий естественнонаучной направленности;
- экологические тропы, альпийские горки и клумбы на территории ДОУ.
Для экспериментирования и игр используется развивающее, мультимедийное оборудование, дидактические пособия и инвентарь.
Компания «ЭДУКИД» комплексно оснащает детские сады. Мы предлагаем оборудование для занятий по экологии в ДОУ с малышами и в старших группах:
- бизиборды;
- муляжи овощей и фруктов, модели животных, резиновые и мягконабивные дидактические игрушки;
- настольные игры;
- оборудование для лабораторий и метеостанции;
- интерактивные приставки с комплексом заданий по изучению природы и стены, для которых подходит любое программное обеспечение;
- комплекты «Играй и развивайся» с занятиями по окружающему миру;
- учебно-наглядные пособия по экологии;
- игры и оборудование на тему раздельного сбора мусора.
Мы поможем подобрать оборудование для игровой, экспериментальной, творческой и практической деятельности в рамках экологического воспитания — формирования бережного, эстетического отношения к природе и знакомства с основами защиты окружающей среды.