Оснащение физкультурных залов дошкольных образовательных учреждений развивающим оборудованием и инвентарем в соответствии с критериями ФГОС ДО
Физкультура в детском саду является главной составляющей полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Здоровый, активный и жизнерадостный малыш — таким хочет видеть свое любимое чадо каждый родитель. Основы физического здоровья детей закладываются в раннем детстве и во многом это зависит от того, как проходят уроки физкультуры в садике, и насколько оборудовано необходимым инвентарем учреждение.
Требования к оборудованию для спортзала в детском саду
Обустройство спортивного зала в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС осуществляется с соблюдением следующих незыблемых правил:
-
Оборудование должно отвечать требованиям безопасности. Пользование спортивными снарядами не должно угрожать здоровью и жизни детей.
-
Инвентарь для физкультуры в детском саду должен быть гигиеничным, т. е изготовлен из таких материалов, которые легко мыть.
-
Спортивные принадлежности должны быть красочными и привлекательными, чтобы дети с удовольствием с ними занимались.
Рекомендуется разграничить спортзал на тематические зоны, а спортивное оборудование и снаряды расположить таким образом, чтобы ребятам они не создавали барьеров, их было несложно доставать и убирать при необходимости.
Традиционное оборудование
Разнообразие физкультурных снарядов вызывает у детей интерес к выполнению спортивных упражнений и способствует интенсивной двигательной активности. Это оказывает положительное влияние как на физиологический, так и на интеллектуальный уровень развития малышей.
Спортивный инвентарь для детского сада подбирают с учетом сезона, индивидуальных особенностей и возраста воспитанников. Так, для младшей группы уместно применение подвижных опор, манежей с барьерами, специальных мостиков. На данном этапе развития важно закреплять и совершенствовать основные движения.
Для средней и старшей группы предусмотрено традиционное оборудование, представленное разными категориями предметов:
-
Крупное оборудование. Эта категория включает в себя шведские стенки, веревочные лестницы, гимнастические бревна и скамейки, башни для лазанья, снаряды для отжиманий. Традиционно подобное оборудование располагают вдоль стен спортзала, чтобы они не мешали двигательной активности ребят.
-
Мелкое оборудование для физкультуры. К нему относятся гимнастические палки, мячи и сетки для них, канаты, пластмассовые гантели, диски здоровья, сигнальные конусы, флажки. Подобный инвентарь хранят на специальных стеллажах или подвесных крюках на стенах.
-
Инвентарь для плавания. Стремясь обеспечить детям правильное развитие, многие ДОУ устанавливают бассейны. Инвентарь для плавания включает средства безопасности — спасательные круги, плавательные доски, нарукавники, специальные пояса для обучения. Чтобы обеспечить детям интересные занятия, предусмотрены разнообразные плавающие и тонущие игрушки, резиновые мячи, комплекты аквалангиста и т. д.
-
Оборудование для оснащения массажных кабинетов. Включает в себя специальную мебель — стандартные массажные столы, а также столики с полумягким покрытием, шкафы и вешалки для одежды, стулья, зеркала. Кроме того, в массажном кабинете обязательно наличие игрушек
-
Оборудование для занятий на открытом воздухе. Физкультура в садике на свежем воздухе способствует развитию выносливости, быстроты, силы и ловкости. Для этого спортивную площадку оборудуют спортивными снарядами, отводят места для бега и прыжков, устанавливают полосы препятствий.
-
Оборудование для ЛФК. Лечебная физкультура, направленная на корректировку физиологических нарушений в организме, требует применения специального оборудования. Так, для профилактики плоскостопия используются шведские стенки, дополненные разнообразными элементами, а также массажные дорожки. Для улучшения координации подходят балансировочные диски.
Физкультурно-оздоровительная работа проводится с учетом санитарно-гигиенических норм и в соответствии с установленными программами. Она включает в себя разнообразные виды гимнастики, закаливание, физкультминутки, дни здоровья, проведение физкультурных праздников.
Дополнительный инвентарь для физкультурных занятий
Не обойтись в спортзалах садика без мягких модулей и матов, которые способны не только разнообразить занятия, но и украсить пространство спортивного помещения. Модули можно применять в качестве препятствий в процессе игры или как строительный материал для изготовления, например, лабиринтов. Вариантов их применения множество — все зависит от фантазии воспитателей и детей.
Не будет лишним в оснащении физкультурного зала в детском саду "физкультурный уголок" в виде тележки на колесиках, в которой удобно хранить и перемещать мелкий спортивный инвентарь. Кроме того, в детском спортзале стоит оборудовать оздоровительную дорожку с применением ребристых ковриков, косичек и других приспособлений.
Инвентарь для занятий физкультурой в детском саду также включает множество полезных предметов, например, массажные игольчатые мячи, кольца и валики, следочки с шипами, массажные коврики интересных форм и конфигураций. Такие изделия развивают мелкую моторику и препятствуют развитию плоскостопия.
Если в распоряжении дошкольного учреждения есть свободное помещение, то целесообразно оборудовать тренажерный зал. Там можно разместить простейшие тренажеры для детей: степпер с ручкой, твистер, наездник, механический гребной тренажер, небольшие батуты различной формы.
Нетрадиционное оборудование
Важная задача дошкольного образовательного учреждения — привить малышам основы здорового образа жизни. Достижение этой цели тесно связано с надлежащей организацией предметно-развивающей среды. Она должна не только способствовать развитию детей, но и быть разнообразной, а также отличаться трансформируемостью и функциональностью. Поэтому наравне с традиционным оборудованием для спортивного зала в детском саду используется нетрадиционное оборудование, которое может быть изготовлено самостоятельно. Необычные спортивные приспособления — это дополнительная мотивация к физкультурно-оздоровительным процедурам.
Разностороннее влияние нетрадиционного оборудования
Занятия физкультуры с применением нетрадиционного оборудования учитывают ряд важных факторов:
-
индивидуальные особенности малыша;
-
уровень его личностного роста;
-
личные интересы и желания, навыки и таланты.
Нетрадиционное оборудование для физкультурного зала в детском саду можно изготовить самостоятельно из бросового материала. Его применяют в любых видах активной деятельности ребят: на физкультурных занятиях, в процессе утренней гимнастике, во время отдыха, игр.
Оно оказывает разностороннее влияние:
-
развитие физических данных;
-
профилактика нарушения зрительной функции;
-
развитие ловкости;
-
укрепление дыхательных органов;
-
развитие мелкой моторики;
-
профилактика плоскостопия.
При этом не стоит забывать про такие характеристики нетрадиционного оборудования как безопасность, удобство и простота в применении, эффективность и эстетичность.
Физкультура в дошкольных учреждениях с применением соответствующего оборудования благотворно сказывается на двигательной активности малыша, повышает иммунитет и активизирует умственные способности. Она позволяет не только закреплять и развивать основные движения, правильно формировать костно-мышечную систему, но и доставляет детям массу положительных эмоций, укрепляя их психику. Правильно организованная физическая культура в садике является залогом крепкого здоровья наших детей, а значит, и нации в целом.